Сольное пение
для детей и взрослых
Задача: формирование основ вокальной культуры
Содержание занятий: упражнения по раскрытию голоса и освобождению его от психологических и физических зажимов, вокальные упражнения, вокализы, изучение классического и современного вокального репертуара с сопровождением и без (песни народов мира, романсы, ариетты, ариозо, арии, песни современных композиторов).
Осознанно управлять голосом
Слышать музыку
и правильно петь
Раскрыть себя
Индивидуальный репертуар
для Вашего голоса и души
Для детей и взрослых
– кандидат психологических наук, доцент кафедры музыкального образования, член Российской общественной академии «Голос», преподаватель сольного и ансамблевого пения, музыкально-исторических и музыкально-психологических дисциплин.
Воспитанники Анны Геннадьевны более 60-ти раз становились лауреатами и дипломантами Международных, Всероссийских, региональных, областных, городских конкурсов и фестивалей. Студенты и ребята вместе со своим руководителем побывали в российских городах Москва, Санкт-Петербург, Сочи, а также в европейских: Вена (Австрия), Рим, Венеция, Флоренция, Римини (Италия), Париж (Франция).
Сегодня мы беседуем с преподавателем вокала студии вокально-творческого развития «Резонанс», кандидатом психологических наук, доцентом, Сенцовой Анной Геннадьевной.
И тема беседы: "Душа поет! А голос - нет"
Анна Геннадьевна, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли научиться петь, если нет голоса, нет слуха, нет таланта, но очень хочется петь, и душа поет каждую минуту?
Анна Геннадьевна: Добрый день! Попытаемся на этот длинный вопрос ответить поэтапно.
Первое: У вас нет голоса.
Голос – это уникальный природный феномен. Когда мы говорим: «У меня нет голоса», то имеем в виду, что голос не звучит как у знаменитого и любимого певца, профессионально.
Анатомически, чтобы голос звучал необходимо иметь:
— дыхательный аппарат (механизм дыхания, энергетический отдел голосового аппарата),
— речевой аппарат (артикуляционный отдел голосового аппарата),
— гортань с голосовыми складками (генераторный отдел голосового аппарата) и резонаторы.
А если совсем примитивно подойти к этому вопросу, то необходимо иметь пару голосовых складок, пару ложных голосовых складок, гортань и всё остальное, положенное нам при рождении. Большинство людей имеют «исправный и полностью укомплектованный голосовой аппарат», позволяющий кричать, говорить, шептать и петь. А вот, чтобы певческий голос зазвучал не просто мелодично, красиво, приятно, а зазвучал профессионально необходимо над ним поработать!
Современные методики диагностики и постановки голоса уже дошли до стадии, когда неразрешимых вокальных проблем почти не осталось. С помощью определённых упражнений для постановки голоса можно овладеть им осознанно и в разумные сроки.
Второе: У вас нет слуха.
Как правило, люди, считающие, что у них нет музыкального слуха, сопровождают свой постулат словами: «мне медведь наступил на ухо», «я не попадаю в ноты»…..
Безумно малый процент людей на земле рождается с нарушением коры больших полушарий, приводящий к заболеванию, при котором нарушено адекватное восприятие музыки. Люди страдающие «амузией» воспринимают мелодию песни, симфонию как грохот грузовика или удары молотка по железу.
Ну, а те, кто не попадает в ноты или является «пострадавшим от медведя» скорей всего, могут уверенно издавать звуки в примарной, разговорной зоне, и там попадать вы будете точнее всего. А ноты выше или ниже будут непривычными, вы просто ещё не знаете, как их воспроизводить. Следовательно, ваша проблема не в отсутствии слуха, а в несформированности навыка слышать и различать, в неприспособленности, нетренированности голосового аппарата. Как и любой навык, этот навык формируется. Значительная часть людей с подобной проблемой начинает интонировать куда чище, как только понимает, как это правильно делать.
Есть еще одна причина непопадания в ноты – неразвитость музыкального слуха – способности устанавливать различия высоты, длительности звуков и разницы между звуками.
Если вы способны отличить высокий голос от низкого голоса, значит, вы способны развить слух. Главное знать, как и уметь применять знания на практике. Занятия сольфеджио, пение интервалов и выполнение слуховых упражнений на занятиях по вокалу дают отличные результаты. А далее, как в известной песне, «во всем нужна сноровка, смекалка, тренировка…»
Правильно ли я понимаю, что преподаватели студии «Резонанс» - профессионалы, специалисты сольного пения, научат слушать и слышать музыку, различать достоинства и недостатки певцов, и настроят вокальный аппарат на пение любого желающего петь?
Анна Геннадьевна: Да, все верно (улыбается).
Если ваше детство проходит или уже прошло без музыки, и вас все время беспокоит вопрос: «Я никогда не смогу петь?». Конечно же, сможете! Просто те навыки, которые отдельные счастливчики восприняли в период раннего детства, практически неосознанно, вы будете нарабатывать сознательно с мастерами вокала нашей студии «Резонанс».
И, наконец, третье: У вас нет таланта.
Это утверждение вообще спорное. Понятие «талант» многогранное, отчасти абстрактное. Талант напрямую связан с настойчивостью, целеустремленностью и трудолюбием. Простите вольность перевода крылатого выражения А. Эдисона, который сказал, что «гений – это 1 процент таланта (вдохновения) и 99 процентов пота».
Большая часть сомнений связана с заблуждениями относительно природы голоса, слуха и комплексного понятия «талант». Физически все мы устроены достаточно одинаково, и даже люди со «средними данными» могут петь профессионально.
Вновь зададим вопрос: «Можно ли научиться петь, если нет голоса, нет слуха, нет таланта, но очень хочется петь и душа поет каждую минуту?»
Анна Геннадьевна: Вывод напрашивается сам собой — можно!!!
Каждый может петь, если действительно этого хочет!
Знание технических приемов и моторная память делают чудеса. Естественно, все необходимые навыки нарабатываются посредством занятий и упражнений. Вы ведь не будете спорить о том, что, чем больше занимаешься чем-либо, чем чаще тренируешься, тем проще и лучше получается то или иное действие? Вы не научитесь красиво, выразительно, чисто и свободно петь, если не будете работать над своим голосом.
Многие люди даже не представляют себе особенности и богатства своего тембра, и яркости звучания своего голоса, ни широты диапазона голоса. Самое время заняться пением, самое время начать петь!
Важный вопрос в обучении – это найти хорошего педагога и наставника, который не только сам умеет петь, а может этому научить другого.
Мы приглашаем всех желающих петь на занятия по вокалу к нам в студию вокально-творческого развития «Резонанс».
Спасибо, Анна Геннадьевна, за подробный ответ на наш вопрос.
Институт дополнительного образования ИГУ рекомендует всем, у кого поет душа, всем, кто хочет петь, заниматься у профессионалов, замечательных педагогов, мастеров своего дела – педагогов по вокалу студии вокально-творческого развития «Резонанс».
Преподаватель -
Сенцова Анна Геннадьевна, доцент
стоимость 4 занятий/месяц